Литература

ОМАР ХАЙЯМ — ПЕРСИДСКИЙ ФИЛОСОФ И ПОЭТ

Омар Хайям – гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение каждой минуты.

Гия́с-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн Ибрахи́м Хайя́м Нишапури́ известный иранский философ, математик, астролог и поэт, родился в Нишапуре в 1048 году. Душа его была очарована, а разум был слишком восторжен, чтобы довольствоваться одним знанием, поэтому он посещал дома знания и мудрости один за другим и извлекал из каждого огромную пользу. Говорят, что он занимался философией больше, чем кто-либо другой. Он также стал лидером эпохи в области математики и астрономии. Но что сегодня еще больше способствует его известности, так это его уникальные четверостишия. Рубаи, принесшие ему мировую известность. Он также является владельцем трактата и соответствующих исследований в области музыки.

Будущий философ родился 18 мая 1048 года в Иране (город Нишапур). О семье Хайяма практически нет данных. Известно, что отец философа был персидским ремесленником-палаточником, также у него была сестра, которую звали Аиша. Хайям получил неплохое образование. Науки юноша постигал в медресе, после получил квалификацию врача. Медицина не стала его призванием, поскольку Хайям влюбился в математику.

Судьба не баловала Омара. В 16 лет он остался сиротой. После смерти отца и матери Хайям продал дом и уехал в Самарканд. Научный и культурный центр Востока был благосклонен к Омару. Во время обучения парня заметили и после нескольких блистательных выступлений на диспутах его перевели из учеников в наставники. Через 4 года Хайям переехал в Бухару, работал в книжном хранилище, что способствовало его научной работе. За 10 лет в Бухаре он написал 4 математических трактата.

В 1074 году Омар Хайям попал в Исфахан (Иран) по приглашению Мелик-шаха — сельджукского султана, сына и преемника Алп-Арслана. Здесь ему предлагали как духовному наставнику бразды правления. Но Омар отказался, потому что не умел запрещать и приказывать. Жизнь в Исфахане при дворе султана Мелик-шаха была богатой. Восточная роскошь, покровительство влиятельных особ и должность руководителя одной из крупнейших обсерваторий мира позволили Хайяму развиваться как математику и астроному. Период процветания закончился со смертью покровителя. Новый правитель отрицал старое и нашел новых фаворитов. После предъявленных обвинений в вольнодумстве в 1092 году Хайям вернулся на родину в Нишапур. В родном городе прожил до смерти.

Астрономия и математика

Хайям в свое время был известен как астролог и математик. Джордж Сартон, историк науки, считает его одним из величайших математиков Средневековья и первым человеком, проведшим систематические научные исследования уравнений первого, второго и третьего порядка. По мнению Сартена, «Трактат об алгебре и противопоставлении» Хайяма — одно из важнейших произведений Средневековья и, вероятно, самое выдающееся в этой области. Одним из важнейших научных достижений Хайяма является установление календаря Джалали. Этот календарь был получен во время правления Малик-шаха Сельджуки и служения Ходжи Низама аль-Мулька Туси.

Омар Хайям и стихи

Чем за общее счастье без толку страдать —

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. 

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать.

Потомки нашли несколько книг и литературных сборников, написанных Хайямом. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько стихов из сборников, составленных Омаром, на самом деле принадлежат ему. Дело в том, что долгие века после смерти Омара Хайяма многие четверостишия с «крамольными» мыслями приписывались именно этому поэту во избежание наказаний для настоящих авторов. Так народное творчество становилось творчеством великого поэта. Авторство Хайяма именно поэтому часто ставится под сомнения, но доказано, что он точно самостоятельно написал более 300 произведений в стихотворной форме.

В настоящее время имя Хайяма связано в первую очередь с четверостишиями, наполненными глубоким смыслом, которые называют «рубаи». Эти стихотворные произведения заметно выделяются на фоне остального творчества периода, когда жил и сочинял Омар.

Основным отличием их написания является наличие авторского «Я» — лирического героя, который является простым смертным, не совершим ничего героического, но размышляющим о жизни и судьбе. До Хайяма литературные произведения писались исключительно о королях и героях, а не о простых людях.

Рубаи Омара Хайяма

Я был в обиде на творца, что не имел сапог,

пока не встретил молодца, который был без ног.

Также писатель использует необычную словесность – в стихах отсутствуют вычурные выражения, традиционные многослойные образы Востока и иносказательность. Наоборот, автор пишет простым и доступным языком, конструирует мысли в содержательных предложениях, не перегруженных синтаксисом или добавочными конструкциями. Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи.

Взгляды Омара Хайяма

Позиция Хайяма по отношению к основополагающим концептам средневекового восточного общества резко отличалась от общепринятой на тот момент. Будучи знаменитым ученым мужем, он не сильно разбирался в общественных тенденциях и не обращал внимания на происходящие вокруг изменения и тренды, что сильно подкосило его в последние годы жизни.

Теология занимала важное значение и очень интересовала Омара. Он не боялся отделять Творца и веру от религиозных институтов, а также не боялся высказывать свое, порой либеральное мнение.

Любовь была вторым важным концептом в творчестве великого писателя. Его высказывания об этом сильном чувстве порой были полярными, он метался от восхищения этим чувством и его объектом — женщиной — до сокрушений, что так часто любовь ломает жизни. О женщинах автор всегда отзывался исключительно в положительном ключе, по его словам, женщину надо любить и ценить, делать ее счастливой, ведь для мужчины любимая женщина – это высшая ценность.

Я думаю, что лучше одиноким быть,

Чем жар души кому-нибудь дарить

Бесценный дар отдав кому попало,

Родного встретив, не сумеешь полюбить.

Старость и смерть

Все трактаты и книги Омара Хайяма, дошедшие до потомков, являются лишь крупицами всех его полноценных исследований, на самом деле свои изыскания он мог передать современникам и потомкам только в устной форме. Ведь в те суровые годы наука представляла опасность для религиозных институтов, поэтому подвергалась неодобрению и даже преследованиям.

Справиться с трудным, полным лишений и одиночества периодом помогали немногочисленные ученики и встречи с учеными. Как рассказывают авторы книги «Омар Хайям», свой последний день Омар посвятил чтению «Книги исцеления» Ибн Сины — ученого, философа и врача. Хайям остановился на разделе «Единое и множественное». После этого в присутствии близких и учеников он составил завещание, отказался от еды и питья, помолился, поклонился и отошел в иной мир.

Могила Хайяма, расположенная в городе Нишапур, считается одним из лучших образцов современной иранской архитектуры. Это здание было построено в 1342 году под руководством выдающегося иранского архитектора Хошанг Сихуна.

Мавзолей Хайяма расположен в старом саду, примыкающем к кладбищу Имамзаде Махрук, где, помимо могилы, расположены музей и библиотека, посвященные этому великому поэту.

Читать еще: ФИРДОУСИ – ВЕЛИКИЙ ПЕРСИДСКИЙ ПОЭТ — ARONLUR

Читать еще: Омар Хайям | Торгово-промышленная палата Республики Таджикистан (tpp.tj)

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button